🕒 Статьи

Сколько этапов в формировании умственных действий выделяет Гальперин

В психологии умственным действием называют процесс мысленного преобразования объектов познания. При этом умственное действие включает в себя не только непосредственное мысленное преобразование, но и передачу его результатов в практическую деятельность. На этапе формирования умственного действия П.Я Гальперин выделил шесть этапов.

Какие этапы выделяют в формировании умственных действий в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий отечественного ученого П.Я Гальперина необходимо пройти четыре группы условий, чтобы овладеть новым умственным действием.

  1. Наличие мотивации, то есть создание личностного отношения к усвоению действий.
  2. Безошибочное выполнение действия во внешней форме.
  3. Приобретение действием обобщенности и разумности.
  4. Перевод действия во внутренний план.

Какие этапы развития умственных действий выделены и описаны в теории поэтапного формирования умственных действий П Я Гальперина

Для полного описания процесса формирования умственных действий в соответствии с теорией поэтапного формирования П.Я Гальперина необходимо выделить шесть этапов.

  1. Этап мотивации. Создание личностного отношения к усвоению действий.
  2. Этап усвоения действия, формирование ориентировочной основы будущего действия.
  3. Этап учебной деятельности, при котором учащийся на практике овладевает новыми умениями и навыками.
  4. Этап усовершенствования действия.
  5. Этап автоматизации действий, при котором их выполнение становится безошибочным и мгновенным.
  6. Этап саморегуляции, на который необходимо перейти, чтобы выполнять умственные действия более эффективно и оперативно.
  1. Что такое умственное действие
  2. Полезные советы для формирования умственных действий
  3. Выводы

Что такое умственное действие

Умственное действие — это умение мысленно выполнить с объектом известные преобразования. Совокупность таких умений составляет деятельную часть сознания, от которой так или иначе зависят все остальные психические явления. Овладение умственными действиями происходит путем прохождения всех шести этапов поэтапного формирования умственных действий.

Полезные советы для формирования умственных действий

  • Создайте мотивацию для своей задачи: к примеру, задача может быть даже сложной, но если она станет важной для вас, то душевное отношение к выполнению действия будет исключительным.
  • На этапе формирования умственного действия необходимо постараться представить себе конечный результат, определить план реализации и оценить возможности, которые необходимы для его осуществления.
  • На протяжении процесса формирования умственных действий, необходимо постоянно контролировать свою деятельность и выделять те элементы, которые нуждаются в дополнительной проработке. Это поможет на последующих этапах овладения умственным действием не допускать возможных ошибок.
  • Не забывайте про постоянное упражнение, поскольку как показывает практика, повторение — это гарантия успеха в процессе формирования умственных действий.
  • Не забывайте о том, что помимо основных этапов, всегда можно привлечь дополнительные источники информации, например, материалы литературы, видеоуроки, курсы повышения квалификации.
  • Будьте настойчивы и терпеливы. Ни один процесс формирования умственных действий не происходит мгновенно, необходимо время, чтобы каждый этап был освоен на должном уровне.
  • Старайтесь передавать опыт и знания другим, также как и получать. Эта практика поможет более глубоко освоить навыки, а также защитит от забывания полученных вами знаний и умений.

Выводы

Овладение умственными действиями является необходимым условием для достижения успеха в жизни. Для того, чтобы освоить любое новое умственное действие, необходимо пройти все шесть этапов поэтапного формирования умственных действий, которые описал П.Я Гальперин. Каждый этап имеет свои особенности и при выполнении действий необходимо учитывать все его нюансы. Однако, если правильно подходить к процессу формирования умственных действий, контролировать свою деятельность и повторять упражнения, то можно достичь значительных успехов в этой области.

Вверх