🕒 Статьи

Чем пропитывают рельсы

Рельсы, эти стальные гиганты, пронизывающие пространство и время, являются неотъемлемой частью нашего мира. Они ведут нас к новым горизонтам, соединяют города и страны, несут грузы и пассажиров. Но как же они устроены, как поддерживаются в рабочем состоянии и какие секреты хранят в себе? Давайте отправимся в увлекательное путешествие по миру железной дороги и узнаем, чем пропитывают рельсы, как их закрепляют и чем смазывают!

  1. Пропитка шпал: защита от времени
  2. Крепление рельсов: прочная связь
  3. Смазка рельсов: плавность движения
  4. Песок на рельсах: сцепление и безопасность
  5. Шлифовка рельсов: гладкость движения
  6. Почему шипят рельсы
  7. Заключение
  8. Частые вопросы

Пропитка шпал: защита от времени

Шпалы, эти деревянные опоры для рельсов, подвергаются суровому испытанию: постоянные нагрузки, перепады температур, влага, а также воздействие микроорганизмов. Чтобы продлить их жизнь, их пропитывают специальными составами, защищающими от гниения, плесени и насекомых.

Основные виды пропитки:
  • Креозот: классический метод, проверенный временем. Креозот, каменноугольное масло, обладает сильным антисептическим действием и проникает глубоко в древесину, создавая защитный барьер.
  • Эмульсионные антисептики: современные составы на водной основе, более экологичные и безопасные, чем креозот. Они проникают в древесину и создают защитный слой, препятствующий гниению и появлению плесени.
  • Элемсепт: высокоэффективный антисептик, который не только защищает древесину, но и повышает ее прочность.
  • ЖТК: специальные химические смеси, разработанные для защиты шпал от воздействия влаги, насекомых и гниения.

Выбор пропитки зависит от климатических условий, типа древесины и требований к безопасности.

Крепление рельсов: прочная связь

Рельсы должны быть надежно закреплены, чтобы обеспечить плавное движение поездов и безопасность. Для этого используются различные крепежные элементы:

  • Подкладки: деревянные или бетонные бруски, которые укладываются под рельсы и распределяют нагрузку от них на шпалы.
  • Костыли: стальные гвозди, которые закрепляют рельсы к шпалам. Существуют различные типы костылей, в том числе костыли по ГОСТ 5812—82.
  • Путевые шурупы: специальные шурупы, которые вкручиваются в шпалы и фиксируют рельсы. Самый распространенный тип — шурупы-«глухари» по ГОСТ 809—71.

Правильное крепление рельсов — это залог безопасного и комфортного движения поездов.

Смазка рельсов: плавность движения

Смазка рельсов играет важную роль в обеспечении плавного движения поездов и снижении износа колесных пар.

Специальная железнодорожная смазка СПЛ ТУ 32 ЦТ 2186-93:
  • Снижает трение между колесами и рельсами, уменьшая износ и шум.
  • Обеспечивает плавное движение поездов, что важно для комфорта пассажиров и безопасности.
  • Защищает рельсы от коррозии и увеличивает срок их службы.

Песок на рельсах: сцепление и безопасность

Песок — необходимый элемент для обеспечения сцепления колес поездов с рельсами, особенно в условиях гололедицы или скользкой поверхности.

Как работает песок?
  • Из песочницы с помощью сжатого воздуха песок подается в специальные форсунки, направляющие его в зону контакта колес с рельсами.
  • Песок создает шероховатую поверхность, увеличивая коэффициент трения и предотвращая пробуксовку колес.
  • Это особенно важно для торможения и движения поездов на крутых подъемах.

Шлифовка рельсов: гладкость движения

Рельсы подвергаются постоянному износу от движения поездов. Чтобы обеспечить плавное движение и безопасность, их необходимо шлифовать.

Рельсошлифовальный станок или машина:
  • Специальный путевой инструмент для шлифовки рельсов.
  • Используется при текущем содержании железнодорожных путей, а также при строительстве или капитальном ремонте.
  • Удаляет неровности, шероховатости и другие дефекты, делая поверхность рельсов гладкой и безопасной для движения поездов.

Почему шипят рельсы

Шипение рельсов — явление, которое можно наблюдать, когда трамвай движется по мокрой или заснеженной поверхности.

Причина шипения:
  • Трамвай питается постоянным током 600V, а рельсы являются минусом электроцепи.
  • Из-за плохого контакта в воде или снегу происходит короткое замыкание, которое сопровождается шипением и паром.

Заключение

Рельсы — не просто стальные полосы, а сложная система, которая обеспечивает движение поездов, связь между городами и странами, перевозку грузов и пассажиров. Пропитка шпал, крепление рельсов, смазка, песок и шлифовка — все эти элементы играют важную роль в поддержании работоспособности железной дороги и обеспечении безопасности движения.

Частые вопросы

1. Почему рельсы не ржавеют?

Рельсы изготавливают из стали, которая обработана специальным покрытием, предотвращающим коррозию.

2. Сколько лет служат рельсы?

Срок службы рельсов зависит от интенсивности движения, качества стали и условий эксплуатации. В среднем, рельсы служат 20-30 лет.

3. Как ремонтируют рельсы?

Ремонт рельсов может быть текущим или капитальным. Текущий ремонт включает в себя замену отдельных участков рельсов, а капитальный ремонт предполагает полную замену рельсовой нитки.

4. Какие бывают типы рельсов?

Существуют разные типы рельсов, которые отличаются по весу, профилю и назначению. Например, рельсы для скоростных линий имеют более толстый профиль и больший вес.

5. Какое будущее у железных дорог?

Железные дороги продолжают развиваться, и в будущем нас ждут высокоскоростные поезда, автоматизированные системы управления движением и новые технологии для повышения безопасности и комфорта путешествий.

Можно ли клеить Вибру без фена
Вверх